Основная цель анализа конкурентного окружения заключается в получении сведений, необходимых для обеспечения конкурентного преимущества на рынке. В ходе данного исследования решаются задачи оценки конкурентоспособности компании и предлагаемой продукции, выявления существующих на рынке свободных ниш, выявления и устранения слабых сторон, корректировки ценовой, ассортиментной и маркетинговой политики.
В общем случае результатами данного исследования являются:
- оценка масштабов и интенсивности конкуренции среди участников рынка
- фактические и потенциальные конкуренты
- анализ позиций конкурентов на рынке (вкл. субституты)
- оценка возможностей выхода на рынок новых игроков
- характер продукции (услуг), реализуемой конкурентами, оценка их конкурентоспособности
- возможности и конкурентоспособность основных соперников на рынке, планы развития
- анализ маркетинговой деятельности конкурентов (вкл. ценовую и ассортиментную политику, практику товародвижения и сбыта, рекламную деятельность и т.п.)
- коммерческие условия сделок, совершаемых конкурентами
- анализ преимуществ и слабых сторон конкурентов
Сбор данных может осуществляться следующими методами:
- кабинетное исследование (сбор и анализ вторичной информации)
- опрос потенциальных потребителей товаров (услуг)
- тайная покупка
- холл-, хоум-тест (при анализе конкурентоспособности товаров (услуг)