Исследование особенностей потребительского спроса на некоторые банковские услуги

В рамках омнибусного исследования, в котором приняли участие петербуржцы в возрасте от 15 до 70 лет, было изучены особенности потребительского спроса на некоторые банковские услуги: потребительское и ипотечное кредитование, ценные бумаги.

Результаты исследования говорят о том, что чуть менее четверти взрослого населения Санкт-Петербурга положительно относятся к инвестированию денежных средств в ценные бумаги. Большинство же горожан относятся к ценным бумагам скептически. Наибольшая лояльность к ценным бумагам, как способу сбережения и приумножения финансов, отмечена среди людей молодого и среднего поколения с высшим образованием, занятых в экономике города и имеющих средний и выше среднего уровня доход.

В ходе исследования были выявлены факторы, которые принимают во внимание петербуржцы, выбирая банк для размещения в нем депозитного вклада. В качестве самых важных критериев участники опроса указали «репутацию банка», «рекомендации личного окружения» и «размер процентных ставок».

Современная система потребительского кредитования предлагает широкие возможности для приобретения в заем товаров, начиная с небольших предметов бытовой техники и заканчивая крупными покупками (автомобиль, недвижимость и т.д.). Каждый пятый житель Санкт-Петербурга старше 15 лет планирует в ближайшие год-два брать кредит на приобретение тех или иных товаров. Самые востребованные виды потребительского кредитования – это кредиты на приобретение бытовой техники и компьютера или оргтехники.

Получателями кредитов становятся как люди, занимающие высокие должностные позиции, они имеют возможность выбрать более дорогие товары или приобретать в кредит несколько товаров, так и люди с более низким профессиональным статусом и уровнем дохода. Даже имея доход до 5 тыс. рублей, петербуржцы уже могут позволить себе воспользоваться банковскими услугами по кредитованию. А уже среди горожан с ежемесячным доходом от 5 до 10 тыс. рублей на одного члена семьи, как показало исследование, наблюдается значительный интерес к потребительскому кредитованию. Люди с еще более высоким доходом также стремятся использовать возможность не урезать свой семейный бюджет, совершая крупные покупки.

В динамично развивающиеся рыночные отношения активно вовлекается молодежь. Молодые люди, стремясь к максимальному потреблению всевозможных жизненных благ, и не имея еще достаточно высокий заработок, открыты для различных предложений со стороны банков, предоставляющих им возможность совершать покупки в кредит.

Все большее распространение получают услуги по кредитованию на приобретение недвижимости. Чуть более трети участников опроса из числа планирующих улучшить свои жилищные условия выказали заинтересованность в кредите на жилье по ипотечной схеме, что составляет 6,7% населения Санкт-Петербурга.

06 декабря 2005