Динамика аудитории печатных СМИ в 2006-2007 гг.

07.05.2008 — Динамика аудитории печатных СМИ в 2006-2007 гг.


Основание для экспертной оценки: исследование аудиторий СМИ, проводимое «ИФ «ГОРТИС» 2 раза в год. Данное исследование позволило оценить величину аудиторий различных СМИ и проследить изменения размера аудиторий за период с осени 2006 года по осень 2007 года. В исследовании принимало участие население Санкт-Петербурга в возрасте от 15 до 70 лет. Отбор респондентов происходил по репрезентативной выборке с дополнительным квотированием по полу, возрасту и образованию.

1. Телегиды
Осенью 2007 года «ИФ «ГОРТИС» исследовались следующие телегиды: «Панорама TV», «Петербургский телевик», «Петербургский телезритель», «Семь дней», «Телевидение и радио. Программа передач», «ТелеСемь», «Метро-TV».
Согласно исследованию, проведенному «ИФ «ГОРТИС» осенью 2007 года, среди телегидов наиболее популярна «Панорама TV» — чуть менее половины горожан читают или просматривают данное издание. С большим отрывом от «Панорамы TV» в рейтинге востребованности телегидов у горожан идет «ТелеСемь» — из данного журнала узнает о программе телевидения каждый десятый петербуржец. Третье место в данном рейтинге занимает «Петербургский телезритель».
В целом, в рассматриваемые периоды времени у многих изданий произошли заметные изменения численности аудитории.
«Телевидение и радио. Программа передач» потеряла значительную часть своей аудитории.
Ярко выраженная положительная динамика наблюдается у журналов «Семь дней» (число читателей увеличилось на 38%) и «Петербургский телевик» (аудитория возросла на 17%).
Издание «Метро-TV», выпускаемое с осени 2006 года, также постепенно увеличивает свою аудиторию — по данным на осень 2007 года число читателей у этого телегида по сравнению с весной 2007 года увеличилось на 22%. Данное издание бесплатно раздается на станциях метро, что способствует его популярности.
У наиболее популярного телегида, «Панорамы TV», осенью 2007 года по сравнению с осенью 2006 года размер аудитории сократился на 5%.
Здесь и далее, за исключением особо оговоренных случаев, под аудиторией будет подразумеваться охват, а не расчетная аудитория одного номера.

2. Деловые издания
Среди деловых изданий, распространяемых в Санкт-Петербурге, следует отметить следующие: «Деловой Петербург», «Коммерсантъ», «Асток — Деловая неделя» и «Ведомости». Из них наиболее популярна газета «Деловой Петербург» (105 тысячи человек). На втором месте находится «Коммерсант», на третьем – «Ведомости».
Стоит отметить, что структура читателей изданий «Деловой Петербург» и «Коммерсантъ» схожа по полу, возрасту, образованию, занятости, профессиональному статусу и материальному уровню. Однако размер аудитории одного номера газеты «Деловой Петербург» значительно превышает величину данного показателя для издания «Коммерсантъ». Это можно объяснить тем, что газета «Коммерсантъ» является федеральным изданием. В данном издании новостям Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона уделяется меньше внимания, чем в «Деловом Петербурге», который является местным изданием. Поэтому читатели, желающие быть в курсе местных событий, предпочитают чаще покупать «Деловой Петербург».
У всех перечисленных газет, за исключением «Ведомостей», осенью 2007 года по сравнению с осенью 2006 года размер аудитории сократился. У газеты «Ведомости» число читателей увеличилось на 11%.
3. Общеинформационные издания
Петербургский рынок общеинформационных газет представлен довольно богатым набором изданий. Среди них наибольшей популярностью пользуется газета «Метро» (923 тысячи читателей). Возможно, такая популярность издания обусловлена, в числе прочего, бесплатной системой распространения. На втором месте по количеству читателей находится издание «Аргументы и факты», его аудитория почти в два раза меньше численности читателей «Метро». На третьем месте по востребованности находится выпуск выходного дня газеты «Комсомольская правда», выходящий по четвергам.
Если сравнивать размер читательской аудитории осенью 2006 и 2007 годов, следует отметить, что у большинства изданий количество читателей уменьшилось. Наибольшие потери читательской аудитории наблюдаются у издания «St. Petersburg Times». На втором месте по данному показателю находится газета «Вечерний Петербург», выходящая по пятницам. На третьем – «Известия».
Среди исследованных газет у трех изданий наблюдается положительная динамика в освоении рынка общеинформационных изданий. В данном списке на первом месте находится «Российская газета. Неделя». Число читателей этой газеты осенью 2007 года по сравнению с осенью 2006 года возросло более чем в 4 раза. Второе место занимает ежедневный выпуск «Российской недели». Его аудитория осенью 2007 года более чем в два с половиной раза превышает данный показатель осени 2006 года. На третьем месте находятся «Новости Петербурга».

4. Рекламные издания с бесплатным распространением
Среди рекламных изданий, бесплатно распространяемых на территории Санкт-Петербурга, следует отметить «Питерский микрорайон», «Привет, Петербург», «Центр Плюс», «Асток Пресс» и «Экстра-Балт».
На первом месте по охвату горожан находится «Центр Плюс» (702 тыс. человек). Второе место занимает «Экстра-Балт» (486 тыс. человек). На третьем — «Асток Пресс».
Аудитория большинства рекламных изданий близка по размеру осенью 2006 года и осенью 2007 года. Исключение составляет «Асток Плюс». Прирост аудитории данной газеты осенью 2007 года по сравнению с осенью 2006 года составил 45%. Положительная динамика изменения числа читателей наблюдается также у газет «Привет, Петербург» (6%) и «Центр-Плюс» (2%). У издания «Экстра-Балт» аудитория незначительно сократилась.

5. Рекламно-информационные издания
К рекламно-информационным изданиям, распространяемым в Санкт-Петербурге, относятся следующие газеты: «Мой район», «Петровский курьер», «Утро Петербурга», «Вечернее время»,
Первое место по числу читателей занимает «Мой район» (622 тыс. человек). Второе место с большим отрывом занимает «Петровский курьер». На третьем месте находится «Утро Петербурга»
Согласно данным исследования, у всех перечисленных изданий аудитория осенью 2007 года сократилась по сравнению с осенью 2006 года.

6. Газеты бесплатных объявлений
К данной категории можно отнести две газеты – «Из рук в руки» и «Реклама-Шанс».
Число читателей у газеты «Из рук в руки» больше, чем у «Рекламы-Шанс». У обоих изданий аудитория осенью 2007 года уменьшилась по сравнению с осенью 2006 года.

7. Журналы
Среди прочих в данной категории можно выделить следующие подгруппы:
7.1. деловые журналы – «The Chief», «Топ-Менеджер», «Эксперт», «Эксперт Северо-Запад». Первое место в данной категории занимает журнал «Топ-Менеджер», второе – «Эксперт», третье – «Эксперт Северо-Запад». Почти у всех журналов читательская аудитория осенью 2007 года уменьшилась по сравнению с осенью 2006 года. Исключение составляет «Эксперт Северо-Запад». Аудитория данного журнала осенью 2007 года увеличилась по сравнению с осенью 2006 года на 83%.
7.2. досуговые журналы – «Free Тайм», «Афиша», «Time Out», «Ваш досуг». Среди данных журналов по числу читателей первое место занимает «Ваш досуг» (94 тысячи человек). На втором месте находится «Афиша», на третьем — «Time Out».
Журнал «Ваш досуг» был включен в список лишь весной 2007 года, поэтому размер его аудитории невозможно сравнивать с числом читателей осенью 2006 года. Среди остальных изданий первое место по росту читательской аудитории занимает журнал «Time Out», на втором месте находится «Free Тайм».
7.3. life style журналы – «На Невском», «СПб.Собака.ru».
У журнала «СПб.Собака.ru» читательская аудитория больше, чем у издания «На Невском». Однако по данным на осень 2007 года число читателей у «СПб.Собака.ru» на 43% меньше величины данного показателя осени 2006 года. В то же время, у журнала «На Невском» размер аудитории осенью 2007 года больше численности аудитории осени 2006 года на 38%.
7.4. женские журналы – среди прочих к данной категории можно отнести журналы «Космополитен» и «Лиза». Аудитории данных изданий близки друг к другу по размеру. У «Космополитен» число читателей больше, оно составляет 353 тысячи человек. У обоих журналов размер аудитории по данным на осень 2007 года меньше этого показателя за осень 2006 года.
7.5 прочие журналы — «Пульс» и «Город». Данные журналы нельзя отнести ни к одной из перечисленных групп. Журнал «Город» является общеинформационным изданием. В данном издании особое внимание уделяется городским новостям в области экономики, политики, культуры, а также в других сферах общественной жизни. Журнал «Пульс» близок по тематике к досуговым изданиям, однако он отличается наличием новостных материалов, а также статей на ту или иную актуальную тему.
По данным на осень 2007 года аудитория журнала «Город» составила 31 тысячу человек. У издания «Пульс» число читателей заметно меньше. По сравнению с осенью 2006 города у «Города» осенью 2007 года резко возросло количество читающих (на 75%). У «Пульса» наблюдается сокращение аудитории по данным за рассматриваемые периоды.

В данный момент сотрудниками ИФ «ГОРТИС» завершается подготовка отчета по аудитории СМИ с актуальными данными за весну 2008 года. Дата сдачи отчета 15 мая 2008 г.

07 мая 2008